Телефоны:
+7 (495) 935-73-45
+7 (495) 935-73-46
Россия, 123423, г. Москва,
ул. Народного Ополчения, д. 34,
стр. 1, эт. 1, пом. IV, ком. 6
Телефоны:
+7 (495) 935-73-45
+7 (495) 935-73-46

Бесплатная консультация

О компании / Услуги и решения / Бесплатная консультация
Здесь Вы можете получить одну бесплатную консультацию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения. Для этого заполните следующую форму.
Организация:
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваш телефон:
Ваш вопрос:
 

ТИПИЧНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Обращаем Ваше внимание на то важное обстоятельство, что приведенные далее консультации являются ответами на вопросы конкретных организаций, в связи с чем при их подготовке были учтены специфика данных организаций и дополнительно полученная информация. Кроме того, периодически происходят изменения в нормативной базе, в том числе в налоговом законодательстве. В связи с этим во избежание ошибок и ущерба мы рекомендуем Вам не руководствоваться содержащимися в данных консультациях выводами и рекомендациями без проведения дополнительного анализа, в том числе с привлечением специалистов аудиторских организаций.

Порядок формирования бухгалтерской и налоговой отчетности  при преобразовании ОАО в ООО при предполагаемой дате регистрации ООО 28.01.2013 

Юридические лица могут создаваться путем реорганизации, в том числе путем преобразования (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 2 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ). Таким образом, юридическое лицо, созданное в процессе реорганизации в форме преобразования из ОАО в ООО, является вновь созданным.

1.  Порядок составления бухгалтерской отчетности при реорганизации.

С 01.01.2013 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»  (далее по тексту – Федеральный Закон № 402-ФЗ) изменился порядок составления бухгалтерской отчетности реорганизуемого и вновь созданного юридического лица.

Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого юридического лица (в данном случае ОАО) составляется на дату, предшествующую дате регистрации возникшего юридического лица (в данном случае ООО). При этом такая отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации  возникшего юридического лица (пункты 3, 4 ст.16 Федерального Закона № 402-ФЗ), в том числе и по определению налоговых обязательств.

Юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, первую отчетность должно составить по состоянию на дату его государственной регистрации. Составляется первая бухгалтерская (финансовая) отчетность на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникшего в результате реорганизации юридического лица (пункты 6, 7 ст.16 Федерального Закона № 402-ФЗ).

Обязанность по представлению бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту регистрации установлена п.1 ст.18 Федерального Закона № 402-ФЗ; в налоговый орган - п.5 п.1 ст.23 НК РФ.

Срок представления годовой бухгалтерской отчетности предусмотрен п.1 ст.18 Федерального закона № 402-ФЗ – не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Таким образом, для реорганизуемого юридического лица – не позднее трех месяцев с даты внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица; для вновь созданного ООО – не позднее трех месяцев после окончания 2013 года.

Таким образом, заключительная бухгалтерская отчетность за период с 01.01.2013 г. по 27.01.2013 г., представляется ОАО в орган государственной статистики и налоговый орган не позднее трех месяцев с даты внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.

2.  Порядок составления налоговой отчетности при реорганизации.

Налоговым кодексом РФ не установлены специальные сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций и сроки уплаты налогов за последний налоговый период при реорганизации организации.

Вместе с тем согласно п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица. В Письме Минфина РФ от 11.12.2007 г. № 03-02-07/1-477 указано, что налоговые декларации (расчеты) по налогам реорганизованной организации должны быть представлены в налоговый орган, а налоги уплачены за последний налоговый период не позднее установленных частью второй НК РФ сроков представления расчетов (налоговых деклараций) и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором завершена реорганизация.

На основании п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник  реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ для налогоплательщиков.

Таким образом, налоговая отчетность представляется правопреемником реорганизованного лица (в данном случае ООО) за 2012 год и за период с 01.01.2013 г. по 27.01.2013 г. за реорганизуемое юридическое лицо (если налоговые декларации не были представлены реорганизуемым юридическим лицом – в данном случае ОАО - досрочно). Более подробно рассмотрим порядок заполнения налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионной, социальное и медицинское страхование.

2.1.  Налоговая отчетность по налогу на прибыль организаций

Согласно официальной позиции Минфина России, если реорганизуемая организация не представила декларации за последний налоговый период, их должна представить организация-правопреемник в налоговый орган по месту своего учета (письма Минфина РФ от 13.09.2012 г. № 03-05-05-01/54, от 11.12.2007 г. № 03-02-07/1-477). Аналогичной позиции придерживаются ФНС России и УФНС России по г. Москве (письмо ФНС России от 07.12.2011 № БС-4-11/20638@, ФНС России от 09.03.2011 г. № КЕ-4-3/3609@, УФНС России по г.Москве от 30.01.2012 г. № 16-15/007468@, УФНС России по г.Москве от 22.03.2011 г. № 16-03/026839@).

Так, при завершении реорганизации 28.01.2013 г. г. налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за последний налоговый период должна быть представлена и налог уплачен не позднее 28 апреля 2013 г. (п. 3 ст. 289 НК РФ). Поскольку налог на прибыль по реорганизуемой организации исчисляется за ее последний налоговый период, то включать показатели по присоединяемой организации в налоговую декларацию правопреемника за 2013 г. не следует.

Составление налоговой декларации за последний налоговый период организацией-правопреемником производится с учетом положений п. 2.7 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 2.03.2012 г. № ММВ-7-3/174@ - «при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником Декларации за последний налоговый период и уточненных Деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "215" или "216", а в верхней его части указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите "организация/обособленное подразделение" указывается наименование реорганизованной организации или обособленного подразделения реорганизованной организации.

В реквизите "ИНН/КПП реорганизованной организации (обособленного подразделения)" указываются, соответственно, ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения (по налогоплательщикам, отнесенным к категории крупнейших, - налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) или по месту нахождения обособленных подразделений реорганизованной организации».

2.2.  Налоговая отчетность по НДС

На основании п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода. Налоговый период для исчисления НДС установлен как квартал (ст. 163 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Реорганизуемые юридические лица налоговую декларацию по НДС за последний налоговый период перед прекращением своей деятельности представляют в налоговый орган, в котором реорганизуемое юридическое лицо состояло на учете до момента прекращения деятельности в порядке реорганизации.

Таким образом, налоговая декларация за IV квартал 2012 г. должна быть представлена организацией в налоговый орган по месту учета налогоплательщика не позднее 20.01.2013 г.

Вместе с тем, учитывая, что реорганизация юридического лица путем присоединения произошла в I квартале 2013 г., налоговая декларация за данный налоговый период представляется правопреемником с отражением всех операций (облагаемых и необлагаемых), как своих, так и присоединенного лица, осуществленных им в I квартале 2013 г. (то есть до реорганизации).

Указанная налоговая декларация за 1 квартал 2013 г. представляется правопреемником в налоговый орган по месту своего учета в сроки, установленные в п. 5 ст. 174 НК РФ – не позднее 22.04.2013 г.

Позиция фискальных органов по порядку определения налоговых обязательств по НДС изложена в письмах ФНС РФ от 09.03.2011 г. № КЕ-4-3/3609@, УФНС России по г.Москве от 21.04.2010 г. № 16-15/042728@.

2.3.  Налоговая отчетность по налогу на имущество организаций

Декларация по налогу на имущество организаций за 2012 год и за период с 01.01.2013 г. по 27.01.2013 г. может быть подана ОАО до завершения реорганизации. Если реорганизуемое юридическое лицо (в данном случае – ОАО) декларацию не представило, ее должен подать правопреемник (в данном случае ООО).

Представить декларацию нужно в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника (п. 2.8 Порядка заполнения декларации, утвержденной приказом ФНС России от 24.11.2011 г. № ММВ-7-11/895) – «при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником Декларации за последний налоговый период и уточненных Деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "215" или "216", а в верхней его части указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите "налогоплательщик" указывается наименование реорганизованной организации.

В реквизите "ИНН/КПП реорганизованной организации" указываются ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения (по месту нахождения имеющего отдельный баланс обособленного подразделения, недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации и имеющего отдельный баланс обособленного подразделения)».

2.4.  Налоговая отчетность по транспортному налогу

П.3 ст. 55 НК РФ установлено, что, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если реорганизуемая организация ОАО) самостоятельно не представляла в установленном порядке декларацию за последний налоговый период (за 2012 год и за период с 1 по 27 января 2013 г.), то общество-правопреемник в налоговый орган по месту учета транспортных средств представляет за реорганизованное юридическое налоговые декларации по транспортному налогу. Подобная позиция фискальных органов приведена в  Письме УФНС России по г.Москве от 24.05.2011 г. № 16-15/050649@.

2.5.  Налоговая отчетность по налогу на доходы физических лиц

Порядок правопреемства при реорганизации юридического лица в части представления сведений о доходах физических лиц законодательством о налогах и сборах не установлен.

В случае реорганизации налогового агента либо его ликвидации деятельность налогового агента прекращается до окончания налогового периода.

Поэтому сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ представляются реорганизуемой организацией за последний налоговый период, которым является период времени от начала года до дня завершения реорганизации. В случае реорганизации сведения о доходах должны быть представлены этой организацией за период от начала года до момента прекращения деятельности (п. 3 ст. 55 НК РФ, Письма Минфина России от 19.07.2011 г. № 03-04-06/8-173, ФНС России от 26.10.2011 г. № ЕД-4-3/17827@, от 13.08.2009 г. № 3-5-04/1257@, УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 г. № 16-15/042728@).

Таким образом, ОАО и ООО как налоговые агенты обязаны представить отчет каждый за свой период существования и со своими реквизитами. В первой форме отражается доход работника, полученный до реорганизации, во второй - после ее проведения.

2.6.  Отчетность по страховым взносам

Согласно п. 4 ст. 10 Федерального Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон № 212-ФЗ), если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика-организации Федеральным Законом № 212-ФЗ не предусмотрено.

  В то же время  ст. 75 ТК РФ предоставляет гарантии работникам реорганизуемой компании. В данной статье указано, что реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) работодателя не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с его работниками. Следовательно, возникшая в результате преобразования организация, определяя базу для начисления страховых взносов, вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников реорганизованной компании. Судебной практики в отношении страховых взносов при реорганизации компаний нет.

   В данной ситуации целесообразно получить письменные разъяснения по порядку определения базы для начисления страховых взносов с учетом положений ТК РФ. Согласно п.2 ст.28  Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов вправе получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, которые касаются применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. С июля 2012 г. функции Минздравсоцразвития России были распределены между Минтрудом России и Минздравом России (Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 610 и от 19.06.2012 г. № 608). При этом к компетенции Минтруда России отнесена сфера социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования) (п. 1 Положения Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 610). Нормативно-правовое регулирование в области обязательного медицинского страхования является функцией Минздрава России (п. 1 Положения Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 608).

3.  Порядок утверждения бухгалтерской отчетности при реорганизации.

В соответствии со ст.92 Федерального Закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно пункту 8.3.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 04.10.2011 N 11-46/пз-н акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. С учетом положении ст.16 Федерального Закона № 402-ФЗ  последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

Таким образом, из буквального толкования содержания  Федерального Закона № 402-ФЗ  следует, что заключительная бухгалтерская отчетность юридического лица  при реорганизации в форме преобразования является годовой бухгалтерской отчетностью (в данном случае ОАО за 2013 год).

В соответствии с п. 8.3.5 Положения, утв. Приказом ФСФР России от 04.10.2011 г. № 11-46/пз-н, акционерные общества, на которые в соответствии с Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола годового общего собрания акционеров. В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого. Текст указанного сообщения должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного данным Положением для опубликования текста годовой бухгалтерской отчетности в сети Интернет, а если текст годовой бухгалтерской отчетности опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.

Таким образом, в случае нераскрытия информации о годовой бухгалтерской отчетности реорганизуемого ОАО за 2013 год существует риск привлечения к административной ответственности правопреемника (согласно ч.6 ст.2.10 КоАП РФ) по ч.2 ст.ст.15.19 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Нашим поставщиком при подготовке документов на отгрузку в наш адрес допущена техническая ошибка: неверно указаны реквизиты ГТД (№ и дата). Товарные позиции (ассортимент и количество) указаны верно. Оцените налоговые риски у покупателя.

Унифицированная форма счета-фактуры содержит такой показатель как «Номер таможенной декларации» (графа 11). При этом соответствующий показатель счета-фактуры заполняется лицом, составляющим данный документ, то есть поставщиком. Покупатель, получающий счет-фактуру, не отвечает за недостоверность тех сведений, которые указаны поставщиком в счете-фактуре. Указанное следует из положения последнего абзаца пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – «НК»), в котором закреплено, что налогоплательщик, реализующий товары страной происхождения которых не является РФ, несет ответственность только за соответствие указанных сведений (страна происхождения и номер таможенной декларации) в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах. Более того, поставщик де-факто не способен проверить достоверность номеров таможенных деклараций, указанных поставщиком в названном документе.

Таким образом, если Ваш поставщик указал неправильные номера ГТД, то при последующей реализации, когда Вы укажете аналогичные номера ГТД в выставляемых счетах-фактурах, Вы не будете нести за это никакую ответственность.

Кроме того, искаженные данные о номерах ГТД не могут стать препятствием для принятия Вами к вычету «входного» НДС. Это обусловлено:

- положением абзаца 2 пункта 2 статьи 169 НК, который гласит, что «ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога». Как видим, данный перечень не содержит такого показателя как «номер таможенной декларации». Следовательно, ошибка в заполнении данного показателя не может стать причиной отказа в вычете НДС;

- вышеприведенным положением последнего абзаца 5 пункта статьи 169 НК, из которого прямо вытекает, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия третьего лица (своего поставщика), выразившиеся в неправильном заполнении (незаполнении) граф 10-11 счета-фактуры.

Вышеуказанные выводы подтверждаются сложившейся арбитражной практикой. В качестве примеров можно привести Постановления ФАС Московского округа от 26 марта 2008 г. № А41-К2-4835/07, ФАС Московского округа от 13 мая 2009 г. № КА-А40/3636-09 по делу № А40-53949/08-117-192.

Более того, факт наличия ошибки в счетах-фактурах в части номера ГТД сам по себе не может доказывать фиктивность (нереальность) хозяйственных отношений между поставщиком и покупателем.

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что в случае указания поставщиком в счетах-фактурах недостоверных номеров ГТД, у покупателя (посредника) не возникает никаких налоговых рисков.

Организация применяла УСН (доходы минус расходы), в этот же период (в 2011 году) приобрела помещение и включила его стоимость в расходы. В 2013 году переходит на расчет базы в виде дохода. В случае передачи основного средства в ПИФ, нужно ли налогоплательщику пересчитывать налоговую базу за весь период пользования таким основным средством с момента его учета в составе расходов до даты передачи в ПИФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ в случае реализации (передачи) приобретенных, сооруженных, изготовленных или созданных самим налогоплательщиком основных средств до истечения трех лет с момента учета затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком в составе расходов в соответствии с гл. 26.2 НК РФ (а в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения, сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение, сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком до даты реализации или передачи с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

На основании п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, работы или услуги, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - передача права собственности на товары, работы или услуги на безвозмездной основе.

Передача имущества  в состав ПИФа носит инвестиционный характер, если передача имущества носит инвестиционный характер, то она реализацией налоговым законодательством не признается (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Однако в положениях пп. 3 п.3 ст. 346.16 НК РФ помимо реализации  упоминается и передача основных средств, что в данном случае, по мнению Минфина РФ,  подразумевает выбытие основных средств из правообладания  налогоплательщика. Таким образом, под термином «реализация (передача)» Минфин РФ фактически подразумевает также выбытие основных средств по любому основанию, в том числе не связанное с реализацией.

В  письме Минфина РФ от 06.04.2012г. № 03-11-06/2/51 даны разъяснения, что пп. 3 п.3 ст. 346.16 НК РФ установлен порядок проведения пересчета налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае выбытия основных средств из правообладания налогоплательщика (например, реализации, безвозмездной передачи, передачи в уставный капитал иной организации, передачи имущества правопреемнику по разделительному балансу в связи с реорганизацией) до истечения установленного срока с момента учета в целях налогообложения расходов на их приобретение (создание). Судебная практика по данному вопросу практически нет, однако, например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 24.03.2008г. по делу № А76-24898/06 судьями высказано мнение о перерасчете налоговой базы в случае выбытия основных средств, что косвенным образом подтверждает позицию Минфина РФ по рассматриваемому вопросу.

При оценке возможности квалификации передачи основных средств в ПИФ, как  выбытие из правообладания организации, необходимо отметить следующее.

Федеральным законом от 29.11.2001г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее - Федеральный закон) установлено, что паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией (п. 1 ст. 10 Федерального закона).

Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускаются  п. 2 ст. 11 Федерального закона).

Инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом, право на получение денежной компенсации при прекращении договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом со всеми владельцами инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда (прекращении паевого инвестиционного фонда) (п. 1 ст. 14 Федерального закона).

Каждый инвестиционный пай удостоверяет одинаковую долю в праве общей собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, и одинаковые права (п.1 ст. 14 Федерального закона). Другими словами, при использовании данной формы доверительного управления взамен переданного управляющей компании имущества учредитель доверительного управления получает именную ценную бумагу, удостоверяющую долю его владельца в праве собственности на имущество.

При передаче учредителем доверительного управления недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности, в состав паевого инвестиционного фонда право собственности учредителя доверительного управления на передаваемое имущество прекращается. На недвижимое имущество, переданное учредителем доверительного управления в состав паевого инвестиционного фонда, возникает право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда (п.1 ст.1235 ГК РФ, п. 2 ст.11 Федерального закона).

Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество. Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления документа, подписанного сторонами (п. 1 ст. 550 ГК РФ), а переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ).

Аналогичным образом государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, переданное в доверительное управление ПИФом. При этом в случае несоблюдения при заключении договора доверительного управления недвижимым имуществом условий о форме договора или о государственной регистрации такой договор признается недействительным (п. 3 ст. 107ГК РФ).

Учитывая вышеизложенное, организация, передающая помещения в ПИФ, может выбрать 2 варианта действий:

-  согласиться с позицией Минфина РФ и пересчитать налоговую базу за весь период пользования помещениями с момента их учета в составе расходов на его приобретение (создание)  до даты реализации или передачи с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

- быть готовой отстаивать иную позицию в судебном порядке, однако при этом решение суда может быть и в пользу налогового органа.

1.Нужно ли встать на учет в соответствующих ИФНС и в дальнейшем производить уплату НДФЛ по каждому обособленному подразделению отдельно.

2.Нужно ли регистрировать контрольно-кассовые аппараты в ИФНС по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Исходные данные

1.Обособленные подразделения признаются таковыми в силу создания в них стационарных рабочих мест.

2.Обособленные подразделения находятся в г. Москва, в одном из территориальных ИФНС которого поставлена на налоговый учет компания-налогоплательщик, имеющая указанные выше обособленные подразделения.

3.Обособленные подразделения ранее не ставились на учет в налоговых органах, в связи с чем не имеют КПП. 

1.Согласно п. 7 ст. 226 Кодекса налоговые агенты - российские организации, указанные в п. 1 ст. 226 Кодекса, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

При этом согласно п. 4 ст. 83 Кодекса в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Таким образом, если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с п. 4 ст. 83 Кодекса по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, определенного организацией, то налог на доходы физических лиц, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения.

 Платежные поручения заполняются на каждое обособленное подразделение с указанием КПП обособленного подразделения. Важно обратить внимание, что нельзя уплачивать одним платежным поручением налог на доходы физических лиц, удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании либо в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, поставленных на учет по месту нахождения одного обособленного подразделения, выбранного организацией, но имеющих разные КПП.

По вопросу об обязанности налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения, встать повторно на учет в налоговом органе, существует также следующая позиция, указанная в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5 « О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации», а именно:

« 39. При рассмотрении исков налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков санкций за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, предусмотренных статьями 116 и 117 Кодекса, судам необходимо учитывать следующее.

Правила статьи 83 НК РФ, за несоблюдение которых установлена указанная выше ответственность, предусматривают обязанность налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя подать заявление о постановке на налоговый учет в каждом из оговоренных этой статьей мест: по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика-организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств.

Принимая во внимание, что статья 83 Кодекса регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.»

Более того, в Постановлении Седьмого Арбитражного апелляционного Суда от 04.05.2011 N 07АП-2613/11 года содержится следующий вывод:

«Положениями ст. 83 Налогового кодекса РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика повторно вставать на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений в том налоговом органе, в котором налогоплательщик уже состоит на учете по этому же основанию. Кроме того, как следует из п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение не следует регистрировать в инспекции, если оно находится на территории того же муниципального образования, что и сама организация.»

В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по постановке на учет в налоговых органах обособленных подразделений к ней могут быть применены следующие санкции:

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе по ст. 116 НК РФ связано с нарушением срока подачи заявления о постановке на учет (п. 1) и ведением деятельности без постановки на учет (п. 2).

Пунктом 1 ст. 116 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, которая влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Таким образом, факт ведения деятельности организацией через обособленное подразделение без постановки его на учет более одного месяца признается налоговым правонарушением.

В то же время из взаимосвязи норм следует, что факт представления сообщения (даже с опозданием) уже исключает возможность применения налоговых санкций в рамках п. 2 ст. 116 НК РФ, поскольку в результате представления сообщения обязанность организации по сообщению о создании обособленного подразделения является исполненной. Подтверждение этой позиции содержит Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 N 15АП-7650/2011, в котором суд признал незаконным привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, когда заявление (по правилам до 02.09.2010) о постановке на учет было подано в налоговый орган позже установленного срока.

Таким образом, при условии подачи заявления организацией на постановку на налоговый  учет обособленных подразделений, пусть и с нарушением срока, но до выявления данного нарушения налоговым органом, к организации может быть применена только санкция, установленная п.1 ст. 116 НК РФ, то есть штраф в сумме 10.000 руб.

При этом также следует иметь в виду следующее:

 Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в ст. 113 НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Причем в отношении всех налоговых правонарушений (в том числе и по относящимся к  ст. 116 НК РФ), кроме предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ, исчисление срока давности применяется со дня совершения налогового правонарушения.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, установлен в ст. 6.1 НК РФ. В силу п. 1 ст. 6.1 НК РФ срок, установленный в абз. 2 пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, определяется указанием на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется месяцами или днями, то есть это срок с периодом времени в течение одного месяца для своевременного сообщения со дня создания обособленного подразделения российской организации.

Организация может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной в ст. 116 НК РФ, в течение трех лет со дня совершения налогового правонарушения, то есть в периоде с первого дня после истечения месячного срока по соответствующие число и месяц последнего (третьего) года срока. Течение месячного срока начинается со следующего дня после даты создания подразделения (момента оборудования стационарного рабочего места).

Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 18.07.2011 по делу N А41-3776/11 также указал, что по смыслу п. п. 1, 2 ст. 6.1 НК РФ срок давности по правонарушению, ответственность за которое установлена ст. 116 НК РФ, начинает течь со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного для исполнения налогоплательщиком обязанности по п. 4 ст. 83 НК РФ.

2. Как уже было указано в предыдущем пункте Справки, в случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 470 утверждено "Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями", которое определяет требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 15 указанного Положения, а также Приказу Минфина России от 10.03.2009 N 19н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации" для регистрации контрольно-кассовой техники организация представляет в налоговый орган по месту учета организации (месту нахождения обособленного подразделения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя) определенный комплект документов (пункт 27 указанного регламента).

Исходя из вышеизложенного, организация вправе поставить на учет свои обособленные подразделения, находящиеся в г. Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, в одной из территориальных налоговых инспекций города, определяемой организацией самостоятельно, и зарегистрировать ККТ, используемую этими обособленными подразделениями, в данной инспекции.

О периоде  признания Арендатором в налоговом учете расходов 

Исходные предпосылки

1.Под расходами подразумеваются расходы на водо-электро-теплоснабжение арендованных помещений, используемых Арендатором в приносящей доход основной деятельности;

2.Суммы расходов подтверждаются Актами, подписываемыми с Арендодателем, которым непосредственно заключены договоры со снабжающими организациями, на основании счетов от которых определяются расходы Арендатора.

3.Акты датируются и подписываются в месяце, следующем за месяцем, в котором фактически были потреблены вода, тепло, электроэнергия.

Минфин России в Письме от 08.06.2010 N 03-03-06/1/394 разъясняет, что при учете расходов, связанных с содержанием арендуемых зданий и сооружений, следует принимать во внимание, что согласно п. 22 Информационного письма ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 заключенное арендатором и арендодателем соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения.

В этом Письме отмечено, что арендодатель сам получал электроэнергию в качестве абонента, а арендатор пользовался получаемой арендодателем электроэнергией в связи с арендой помещения. Все это, по мнению ВАС РФ, позволяет утверждать, что соответствующее соглашение фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на электроэнергию в арендованном помещении и является частью договора аренды.

С учетом изложенного расходы арендатора на потребляемую электроэнергию и другие коммунальные платежи, услуги связи могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как составная часть платы за аренду помещения в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ или по самостоятельному основанию в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Пунктом 7 статьи 272 Налогового Кодекса РФ установлено следующее:

«7. Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 настоящего Кодекса:

……………..

3) дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода - для расходов:

 

в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги);

в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

в виде иных подобных расходов;

…………..»

С учетом указанного выше полагаем, что в рассматриваемом случае, например, если Акт, подтверждающий расходы за декабрь 2012 года, представлен Арендодателем в январе  2013 года, то расходы могут признаваться Арендатором в следующем порядке (варианты):

- в периоде, в котором договором предусмотрено проведение расчетов;

- на дату предъявления Акта Арендатором, то есть в январе 2013 года.

- на  последнее число декабря, то есть на 31 декабря 2012 года.

Возникает вопрос: можно ли выбрать, на какую дату признавать прочие расходы по оплате услуг, оказанных сторонними организациями (например, по аренде)? По мнению Минфина, налогоплательщик не вправе выбирать дату для налогового учета подобных расходов. Поясняя этот момент, финансисты считают, что налогоплательщику необходимо выбрать ту дату, что наступила раньше, - дату проведения расчетов, день получения расчетных документов либо последнее число отчетного (налогового) периода. Именно такие разъяснения приведены в Письмах Минфина РФ от  4.06.2012 г. N 03-03-06/1/288  и от 28.06.2012 N 03-03-06/1/328. Ранее финансисты придерживались аналогичной точки зрения, что подтверждает Письмо от 16.02.2010 N 03-03-06/1/70.

По нашему мнению, указание на необходимость выбора именно более ранней даты для признания в налоговом учете на основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ внереализационных и прочих расходов на оплату услуг сторонних организаций не является обоснованным, так как в указанном подпункте ничего по данному вопросу не содержится. Из его буквального прочтения можно сделать вывод, что данным подпунктом налогоплательщику предоставлено право самостоятельно выбрать приемлемый для него вариант. В арбитражной практике имеются судебные акты, которые опровергают указанную выше точку зрения Минфина РФ.

Например, ФАС МО в Постановлении от 03.04.2012 N А40-73890/11-91-314 указал, что положения пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ не устанавливают обязанности налогоплательщика по выбору конкретного способа учета расходов, предоставляя ему право выбора определения даты осуществления расходов. В Постановлении ФАС СЗО от 31.01.2011 N А56-10165/2010 уточнено: под датой предъявления документов следует понимать фактическую дату поступления их налогоплательщику. Тогда как, по мнению контролирующих органов, напротив, под датой предъявления документа следует понимать день его составления (Письма Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/774, УФНС по г. Москве от 06.08.2009 N 16-15/080966).

Принимая во внимание все изложенное, считаем, что для учета в целях налогообложения прибыли прочих расходов в виде оплаты услуг, оказанных сторонними организациями, в том числе по договорам с арендодателями по обеспечению тепло-энерго-водоснабжения, налогоплательщик вправе выбрать одну из трех предусмотренных пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ дат.

Россия, 123423, г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 34,стр. 1, эт. 1, пом. IV, ком. 6,
тел. +7 (495) 935-73-45, +7 (495) 935-73-46, +7 (499) 943-00-97, +7 (499) 192-98-09 e-mail: audit@forpost-audit.ru
Сделано в РА «Акцент»