Телефоны:
(495) 935-73-45
(495) 935-73-46
Россия, 123423, г. Москва,
ул. Народного ополчения,
д. 34, стр. 1
Телефоны:
(495) 935-73-45
(495) 935-73-46

Бесплатная консультация

О компании / Услуги и решения / Бесплатная консультация
Здесь Вы можете получить одну бесплатную консультацию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения. Для этого заполните следующую форму.
Организация:
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваш телефон:
Ваш вопрос:
 

ТИПИЧНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Обращаем Ваше внимание на то важное обстоятельство, что приведенные далее консультации являются ответами на вопросы конкретных организаций, в связи с чем при их подготовке были учтены специфика данных организаций и дополнительно полученная информация. Кроме того, периодически происходят изменения в нормативной базе, в том числе в налоговом законодательстве. В связи с этим во избежание ошибок и ущерба мы рекомендуем Вам не руководствоваться содержащимися в данных консультациях выводами и рекомендациями без проведения дополнительного анализа, в том числе с привлечением специалистов аудиторских организаций.

Обязаны ли организации вести раздельный учет сумм НДС по облагаемым и необлагаемым и освобождаемым НДС операциям в случае, если доля доходов по необлагаемым и освобождаемым от НДС операциям (получение премий за превышение объема закупок от поставщиков продовольственных товаров и процентов по выданным займам) превышает 5% общей суммы доходов?

Налоговым Кодексом не предусмотрена обязанность ведения раздельного учета НДС по облагаемым и не облагаемым НДС операциям при превышении 5% доли доходов от необлагаемых операций в общей сумме доходов.

 В соответствии с п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению операций. При отсутствии раздельного учета суммы "входного" НДС вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включаются. При этом "входной" НДС принимается к вычету либо учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для облагаемых и не облагаемых НДС операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. А в случае если расходы по необлагаемым операциям не превышают 5 процентов всех расходов, "входной" НДС не распределяется и полностью принимается к вычету.

Следовательно, для применения правила 5% необходимо вести раздельный учет расходов на облагаемые и не облагаемые НДС операции. В противном случае у налогоплательщика просто не будет возможности доказать, что расходы на необлагаемые операции действительно меньше 5% от общих расходов. Поскольку НК РФ не устанавливает ни методики ведения раздельного учета расходов по облагаемым и не облагаемым НДС операциям, ни методики определения пятипроцентного барьера, налогоплательщику необходимо самостоятельно разработать такую методику и закрепить в учетной политике.

С 1 октября 2011 г. при расчете доли расходов на операции, не облагаемые НДС, в общей сумме совокупных расходов учитываются в том числе и затраты на приобретение и реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), а не только производственные расходы (абз. 3, 4 пп. "в" п. 18 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 245-ФЗ, ст. 163 НК РФ). Таким образом, теперь нормы абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ могут применять и торговые организации, не опасаясь претензий со стороны проверяющих.

По мнению Минфина России, торговые организации вправе пользоваться указанными положениями и могли не вести раздельный учет "входного" НДС, если доля расходов на необлагаемые операции не превышала 5% (Письма от 11.01.2012 г. № 03-07-11/03, от 08.11.2011 г. № 03-07-11/303, от 28.06.2011 г. № 03-07-11/174, от 30.05.2011 г. № 03-07-11/149, от 22.04.2011 г. № 03-07-11/106, от 05.07.2010 г. № 03-07-11/287). Президиум ВАС РФ, рассматривая спор о применении правила 5%, пришел к такому же выводу, что и Минфин России. По мнению суда, право не вести раздельный учет распространяется на всех налогоплательщиков независимо от того, какую деятельность они осуществляют (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 г. № 2676/12).

При решении вопроса о необходимости ведения вами раздельного учета не принимаются во внимание такие показатели, как стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) или объемы выручки от не облагаемой НДС деятельности. В данном случае следует учитывать объем затрат на осуществление не облагаемых НДС операций. Важно помнить, что в расчет включаются расходы по всем не облагаемым НДС операциям одновременно. Исчисление 5%-ной величины в отношении только одного или некоторых из них правилами абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ не допускается (см. также Письмо ФНС России от 03.08.2012 г. № ЕД-4-3/12919@). Таким образом, для расчете расходов по необлагаемым и освобождаемым НДС операциям следует суммировать расходы по получению процентов по займам и по получению премий от поставщиков (в этом случае расходы по приобретению товаров распределяются между налогооблагаемым розничным товарооборотом и необлагаемыми НДС премиями).

Отметим, что порядок определения совокупных производственных расходов нормами гл. 21 НК РФ не установлен. Поэтому организация вправе применять любую методику расчета, которую считает обоснованной. Избранный способ необходимо закрепить в учетной политике.

Таким образом, обязанность ведения раздельного учета НДС по облагаемым и необлагаемым операциям у Общества возникает при превышении 5% доли расходов по необлагаемым операциям (например, стоимости поступивших товаров, определяемой пропорционально доле премий к сумме розничного товарооборота и полученных премий, а также расходов, связанным с предоставлением займов) в общей сумме расходов.

О порядке начисления и уплаты страховых взносов при реорганизации юридического лица в форме присоединения

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

База по страховым взносам не является частью имущества, кредиторской либо дебиторской задолженностью, поэтому передача ее на основании передаточного акта невозможна. Для начисления страховых взносов база рассчитывается с момента реорганизации заново (ст. ст. 22, 23 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Официальная позиция контролирующих органов изложена в письме Минздравсоцразвития РФ от 28.05.2010 г. № 1375-19.

Таким образом, при реорганизации в форме присоединения реорганизованная организация, определяя базу для начисления страховых взносов, не включает в нее выплаты, начисленные присоединяемой организацией в пользу физических лиц до реорганизации. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам должны быть представлены организацией, к которой присоединяется другая организация, с начала календарного года до конца расчетного периода (календарного года) для всех работников, а для работников, перешедших в эту организацию из присоединяемой организации, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется со дня присоединения до конца расчетного периода.

Соответственно, присоединяющая организация не может учитывать базу для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица, накопленную присоединенным юридическим лицом. Права на применение регрессивной ставки в размере 10% солидарной части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (568 000 руб. в 2013 году) нарастающим итогом с начала расчетного периода для реорганизованной организации не возникает.

В п. 16 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлено, что в случае реорганизации организации правопреемники обязаны перечислить взносы и подать расчеты за реорганизованное юридическое лицо независимо от того, было ли им до завершения реорганизации известно о неуплате страховых взносов реорганизованным лицом. Сроки для представления отчетности по страховым взносам установлены п.9 ст.15 Федерального закона № 212-ФЗ:

- отчетность по взносам по нетрудоспособности и материнству по форме-4 ФСС, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 г. №216н в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- по страховым взносам на ОПС и ОМС в территориальное отделение ПФР в срок  не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом по форме  РСВ-1 ПФР, утвержденной  Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2012 г. № 232н. 

Порядок исчисления и уплаты НДС при утрате арендодателем права на применение упрощенной системы налогообложения и бухгалтерского учета в первом квартале 2013 года

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового Кодекса РФ «При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Таким образом, организация-арендодатель за период с начала квартала, в котором она утратила право на применение УСН, обязана доначислить к уплате в бюджет суммы налога на добавленную стоимость в размере 18% на выручку в виде арендной платы. По мнению ВАС РФ, указанному в Определении от 27.12.2012 г. № ВАС-16574, НДС должен быть именно начислен по ставке 18% на стоимость товаров (услуг), и не может быть исчислен путем применения  расчетной ставки налога на добавленную стоимость 18/118. 

В рассматриваемой ситуации возникает также вопрос, вправе ли арендодатель потребовать от арендатора уплаты начисленного за прошлый период НДС с предъявлением последнему счетов-фактур. По данному вопросу существуют различные мнения, однако основания в гражданском законодательстве для предъявления арендатору требования по дополнительным платежам за прошлые периоды в связи с изменением налогового режима арендодателя нами не выявлены, если только подобное условие не было согласовано сторонами.

Налоговым законодательством установлено следующее:

«Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

3. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.»

Исходя из данной нормы, требование по уплате НДС должно корреспондировать с выставлением покупателю (арендатору) соответствующих счетов-фактур, причем в срок не позднее 5 календарных дней, считая со дня оказания услуг или получения сумм оплаты (частичной оплаты).

Федеральная Налоговая Служба в своем Письме от 08.02.2007 г. № ММ-6-03/95@, согласованном с Минфином РФ (письмо от 09.01.2007 N 03-04-15/01) указывает следующее:

 «………..

В отношении выставления счетов-фактур покупателю в период утраты права на применение упрощенной системы налогообложения необходимо учитывать, что, как было указано выше, счета-фактуры в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. Главой 21 Кодекса не предусмотрен порядок выставления налогоплательщиками НДС счетов-фактур позднее указанного данным пунктом срока.

Таким образом, организация, перешедшая на общий режим налогообложения НДС в связи с невыполнением условий для применения упрощенной системы налогообложения, не вправе выставить покупателям счета-фактуры по товарам, отгруженным в октябре - ноябре 2005 года (за исключением случаев, когда пятидневный срок выставления истекает в декабре 2005 года).»

Примечание – налогоплательщик утратил право на применение УСН с 01.01.2006 года.

С учетом указанной выше позиции ФНС и Минфина РФ, в случае согласия арендатора на уплату арендодателю НДС за период с даты начала квартала, в котором арендодатель утратил право на применение УСН, на основании выставленных  арендодателем  счетов-фактур с нарушением сроков, указанных в п.3.ст. 168 НК РФ, у арендатора возникнут существенные риски в части непризнания вычета по НДС со стороны налоговых органов. 

Страницы: предыдущая 1 2 3
Россия, 123423, г. Москва, ул. Народного ополчения, д. 34, стр. 1, тел. (495) 935-73-45, 935-73-46, e-mail: audit@forpost-audit.ru
Сделано в РА «Акцент»